Главная | Регистрация | Вход | RSS Суббота, 18.05.2024, 19:13

МБОУ НОШ №39 города Читы

Здравствуйте,
уважаемые посетители сайта
школы № 39!

Мы рады приветствовать вас на нашем сайте.
Надеемся, что знакомство с нашим учебным заведением будет для Вас не только полезным, но и интересным.
На сегодняшний день в нашей школе обучается174 ребёнка.
Мы стремимся дать нашим учащимся полноценное, качественное образование, сделать школу комфортной для обучения.
У нас работают квалифицированные педагоги, любящие свое дело и детей, постоянно повышающие свой профессиональный уровень.
Мы стремимся развивать нашу школу, делать ее лучше и красивее. Многое уже сделано, многое еще предстоит сделать. Мы уверены, что сможем справиться с поставленными задачами и достичь многого.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«ВОСПИТАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, СПОСОБНОГО ВИДЕТЬ ПРЕКРАСНОЕ, ВОСПРИНИМАТЬ КРАСОТУ В ЖИЗНИ И ИСКУССТВЕ ЧЕРЕЗ УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА».
«Воспитание человека, способного видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве через уроки изобразительного искусства».  
   Стремительно меняется современный мир, стремительно изменяется современное общество. Как современному человеку стать успешным в этом изменяющемся мире? Каждый здравомыслящий человек ищет ответ на этот вопрос. Все начинается с детства. Французский философ Жан-Жак Руссо писал: «Жить – вот ремесло, которому нужно обучить ребенка. Выходя из моих рук, он будет, прежде всего, человеком. Жить, знать, уметь пользоваться всей полнотой чувств, всеми способностями, всеми частями своего существования». Проблема раскрытия и развития творческого потенциала личности каждого ребенка – одна из основных проблем эстетического образования. В чем особенность эстетического воспитания на современном этапе? Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности. Общение с произведениями искусства, отражающими действительность и обращенными к сфере человеческих чувств, способствует не только формированию органов чувств, но и активному росту эстетического сознания, т.е. позволяет человеку перейти от психофизического к аналитическому отношению к произведению искусства. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, сопоставляя его с идеалом того или иного художника, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов. Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, тем развитее будет его эстетическое сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей. В искусстве мы ищем прошлое, настоящее и будущее. В искусстве мы ищем себя. И наша задача – дать сегодняшним учащимся искусство не в качестве «учебника жизни», а в качестве учебника души, помогающего научиться чувствовать, переживать, наслаждаться. Когда начинать эстетическое воспитание, чтобы не стало необратимо поздно? Чем раньше будет организована работа, направленная на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества. Одной из актуальных проблем, стоящих перед нами, педагогами, является развитие у детей культуры чувств. Я считаю, что не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей ТВ должны оказывать воздействие на чувства ребенка, а встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом, способными заворожить малыша. Ребенок должен ежедневно удивляться своим открытиям. Цветок живой, как и я, так как он растет, спит и дышит, пьет воду и любит ласковые слова. Каждый имеет свою неповторимую красоту. «Если вы, педагог, мать, отец, сумели научить ребенка в младенческие, отроческие годы ощущать красоту, изумляться дивными творениями человеческих рук, красотой природы, то вырастите человека с высокой культурой чувств», - писал В. А. Сухомлинский. «Я открывал детям глаза на красоту мира и в то же время стремился донести до детского сердца музыку слова, чтобы слово несло свою радость и грусть. Музыка, пейзаж, природа неповторимостью своей заставили учащенно биться детское сердечко, заставили выразить свои чувства в рисунке, танце, словах, поступках». На своих уроках я уделяю особое внимание минутам наблюдений, раздумий и любования. Развивая у детей способность, живо чувствовать окружающее, я задаю вопросы – вопросы осторожные, чтобы не перечеркнуть увиденного, не увести детей от собственных впечатлений, не погасить в них восторг, а чтобы помочь понять увиденное и услышанное, надолго сохранить в памяти, чтобы выразить ощущение восторга в рисунках и тем самым помочь ребенку глубже заглянуть в себя. Учитель является равноправным участником этих минут, делится с детьми своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями. Я считаю, что особенное внимание следует уделять рассматриванию картин, ибо, как пишет латвийская художница Баумане, «говорить о живописи трудно, почти невозможно. Живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство. В искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство – это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем уже сказано. Поэтому искусство нельзя объяснять или разъяснять. Его надо не понимать, а чувствовать». Во время рассматривания картин главной задачей для меня является не стремление наполнить детей знаниями, а развить в них чувства, умение видеть и наслаждаться искусством. Музыка, яркие строки стихов или прозы помогут почувствовать настроение художника и выразить свое состояние. Мастер-класс с участниками конференции. Я предлагаю вам внимательно рассмотреть картину И.И. Шишкина «На севере диком» (тихо звучит музыка, учитель читает стихотворение ). На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой она. - Какие чувства, радостные или грустные, вызывает у вас эта картина? Почему? - Какое время суток отображено на картине? -Почему вы так думаете? Полусвет и полумрак. И невольно рвется вдаль, И невольно давит душу Бесконечная печаль. - Давайте мысленно войдем в эту картину и отгадаем ее тайну. Какими словами можно описать снег, небо, сосну? - Какое место на картине вы хотите занять и почему? - Куда вам не хочется идти и почему? - Художник назвал свою картину «На севере диком». Как бы вы назвали ее? - Я вижу тоску и печаль в ваших глазах. Но почему? Ведь сосна великолепна в своем величии. - Да, она одинока, а одинокое дерево, как и одинокий человек, несчастно. Боль одинокой сосны передалась и вам. В ваших душах поселилось чувство сострадания. А вы когда-нибудь испытывали чувство одиночества? Расскажите об этом. И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем,
Прекрасная пальма растет. - Радостные или грустные сны видит сосна? - А какие сны видите вы? Очень важным моментом в процессе организации эмоционального постижения учащимися художественной культуры является развитие отзывчивости к красоте природы, умения и потребности наслаждаться окружающей действительностью, любить и беречь природу. С этой целью я провожу экскурсии и наблюдения за тем, что окружает детей. Я стремлюсь открыть глаза детей на удивительное богатство и разнообразие природных форм, их окраску. Тщательное рассматривание узора на крыльях бабочки, изгибов и графической ясности травинок, чистоты форм и гармонии цветовых сочетаний в цветах, камнях, ракушках позволяет воспитывать детей на примере красоты и природы. Только в единстве с природой, в гармонии с ней возможно полное раскрытие совершенства личности. «Я природой живу и дышу, Вдохновенно и просто пишу, Растворяясь душой в простоте, Я живу на земле в красоте». (М. Пришвин) …Далеко-далеко, за горами, за долами, за дремучими лесами, за тридевять земель в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромный, без конца и без края Сказочный Мир Искусства. Туда нельзя приехать ни на машине, ни на поезде, невозможно прилететь на самолете. Туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, силой воображения. Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет этот волшебный мир, и будет стремиться туда снова и снова. Так я начинаю первый урок изобразительного искусства в 1 классе. А потом я рассказываю детям сказку о том, как злая колдунья украла все краски, и в королевстве осталось только 3 краски, три принцессы: Красная, Желтая и Синяя. И на глазах у детей происходят настоящие чудеса, настоящие превращения. Я помогаю каждому ребенку сделать самый трудный – первый маленький шажок в мир цвета, стремлюсь научить детей выражать цветом свои чувства, эмоции, настроения, выплескивая их на чистый лист бумаги. На уроках мы используем разные материалы – акварельные и гуашевые краски, восковые карандаши, тушь, фломастеры, цветные карандаши. Очень нравится детям рисовать по стеклу, а потом делать отпечаток – монотипию. Работы получаются необычные, красивые. Очень нравится детям выполнять черно-белый граттаж. Дети натирают свечой лист бумаги так, чтобы он был полностью покрыт слоем воска. Затем на него наносится черная тушь с гуашью. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Цветной граттаж тоже не менее интересен. А недавно мы попробовали рисовать на ткани специальными красками. Получились красивые батики. Искусство – это труд, каждодневный, творческий. Творческое начало есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь для того, чтобы уникальный дар, данный от природы, раскрыть, сделать востребованным. И в результате дать возможность каждому ребенку познать чувство Тайны, Радости и Успеха Победы! Школьникам нужно унести с собой во взрослую жизнь не только умение понимать и любоваться прекрасным. Они должны стремиться и сами к новым встречам с прекрасным. Эстетическое восприятие действительности должно стать для них естественным. А самое главное – школьники должны сами стать творцами красоты. Не бессознательно, а с верой в прекрасное. Со стремлением вносить ее во все сферы жизни: в дом, в семью, в отношения с близкими, в воспитание своих детей, в свой труд. Известный педагог В.Сухомлинский говорил: «Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршанье снежинок и стон метели, ласковое плесканье волн и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой, береги ее». Особенные чувства, волнение вызывают у нас такие явления природы, как порыв ветра, звук дождя, плеск волны, блеск молнии, раскаты грома, журчание весеннего ручья. Все свои переживания, свой восторг от чудес природы художник пытается зафиксировать карандашом, кистью и поделиться с нами своей радостью от встречи с необычным, с прекрасным. Есть живописцы, которые все свое творчество посвятили изображению природы. Мы называем их пейзажистами. Это А.Саврасов, И.Шишкин, И.Левитан, К.Юон и многие другие. Вот как я знакомлю детей с творчеством некоторых из них. …Давным- давно жил в Москве художник и звали его Алексей Саврасов. Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса – все, что называется природой. Вечно бродил он по лесам и любовался красотой. И вот однажды в весенний мартовский день написал он картину «Грачи прилетели». Посмотришь на картину и залюбуешься. Вроде и нет ничего особенного – а все свое, родное, милое сердцу. Одним словом – Родина. А вот еще одна картина известного русского художника И.Левитана – «Золотая осень». Она поражает нас красотой цвета, яркостью, нарядностью. Весь лес будто горит – такие огненные цвета у листьев – багряный, желтый, красный, оранжевый! Красиво так, что дух захватывает! И немного грустно оттого, что эта красота недолговечна. Вот-вот ударят морозы, и покроется земля белым инеем. А вот и еще один знаменитый художник И.Шишкин. Больше всего на свете он любил изображать леса, реки, деревья. Почти всегда на его картинах светило яркое солнце, сияло голубое небо, зеленела трава. Шумят на его картинах сосновые рощи. Волнуется золотая рожь, шелестят листвой могучие дубы. Широка, просторна, нарядна, богата наша земля. Живи, да радуйся! Очень нравится детям рассматривать картины художника-мариниста И.К.Айвазовского. Когда мы смотрим на картины этого художника, то ощущаем дыхание моря, звуки и шум волн. Знакомство младших школьников с произведениями декоративно-прикладного искусства – важная ступень в развитии эстетического вкуса. Знакомство это не ограничивается разглядыванием красивых вещей, учащиеся с увлечением и сами стремятся делать подобные вещи, а приобщившись к художественному творчеству, они тоньше оценивают истинно прекрасное и находят в этом красоту и дыхание человеческого вдохновения. Искусство волнует, заставляет радоваться, бороться. Дети с удовольствием приходят на дополнительные занятия изобразительного искусства – кружок «Волшебная кисточка». Принимают активное участие в конкурсах детского художественного творчества и занимают призовые места в своей возрастной категории. Недавно ученица 3 класса Юлия Харитонова заняла первое место в городском конкурсе «Мы этой памяти верны». В школе мы тоже разместили рисунки на стендах и назвали выставку «Помнит мир спасенный…" Педагог несет детям знания, но если у них не развиты чувства, если они не умеют сопереживать, эти знания не дадут им полного представления о красоте окружающего мира, о красоте жизни, которую нужно прожить с пользой не только для себя, но и для других людей. Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что и родители, и педагоги должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе. Талант, выращенный на почве сомнения, себялюбия, тщеславия и гордыни, несет зло и разрушение не только окружающим, но и самому человеку.
Категория: Мои статьи | Добавил: Administrator (21.12.2010)
Просмотров: 1620 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и Науки РФ
  • Министерство образования, науки и молодёжной политики Заб.края
  • ЗабКИПРО
  • ГИМЦ
  • КЦОКО-Забайкальский край
  • МБОУ СОШ № 23 г.Читы
  • комитет образованияя администрации городского округа "Город Чита"
  • Консультант плюс
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Дневник.ru
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Федеральный портал "Российское образование" li> Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • сайт РФ ГМУ
  • портал о размещении гос.заказов
  • Гос.закупки
  • Управление начальной школой
  • Кадровик
  • КПМО
  • В помощь учителю
  • Российский обшеобразовательный портал
  • Ресурсы портала для общего образования
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Образовательная система "Школа 2100"
  • Фестиваль педагогических идей"Открытый урок
  • ChitaMama.Ru ChitaMama

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz