Информация о реализуемых образовательных программах
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПЛАНА
МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39»
Начальное обучение обеспеченно комплектами учебников (УМК) «Школа 2000...» - «Школа 2100» по всем предметам с первого по четвертый класс. УМК позволяет учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения.
Для учителя современной начальной школы при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы;
-
Каковы концептуальные положения комплекта?
-
В чем состоят принципиальные особенности УМК, отличающие его от других комплектов?
-
Каковы особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики?
-
Какова роль УМК в формировании у младшего школьника умения учиться?
-
Каковы отличительные особенности характеристики выпускника
начальной школы?
Учебный комплект «Школа 2000...» - «Школа 2100»
Учебно-методический комплект разработан на основе следующих групп принципов:
-
личностно-ориентированные (адаптивность, развитие психологической комфортности);
-
культурноориентированные (картины мира, целостности содержания, систематичности, смыслового отношения к миру, ориентировочной функции знаний, опоры на культуру как мировоззрение и культурный стереотип);
-
деятельностноориентированные (обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика - зоны ближайшего развития, опоры на предшествующее спонтанное развитие, формирования потребности в творчестве и умений творчества).
Помимо принципов, УМК создан с учетом следующих положений:
-
школа как часть образовательной среды;
-
готовность к дальнейшему развитию;
-
принцип минимакса: максимум оценок - минимум отметок;
-
щадящая система домашних заданий.
Особенностями УМК являются следующие:
-
единое методологическое, методическое, дидактическое и психологическое пространство;
-
максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика;
-
формирование у школьника целостной картины мира;
-
интеграция предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов;
-
«выучивание» ученика до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже в руках начинающего учителя;
-
полная обеспеченность не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности;
-
перевод учителей из авторитарности в режим педагогики сотрудничества и личностного общения;
-
дает при желаний учителя и руководителей внутри общего (у учебника возможность определить для каждого ученика собственную траекторию образования;
-
открывает возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм;
-
максимальное использование всего предыдущего педагогического и методического опыта учителя в новом образовательном алгоритме;
-
реализация единой языковой концепции, т.е. внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку (со 2-го класса) и литературному чтению;
-
реализация новой научной концепции формирования гражданственности и патриотизма;
-
делает обучение максимально комфортным, а следовательно, предохраняет от перегрузок;
-
выращивает средствами предметов личность в культуре достоинства, самостоятельную, способную на принятие решений и отвечающую за них. Личность, привыкшую к творческому подходу к жизни, существованию в условиях выбора, толерантную миру.
Основные положения методик обучения отдельным дисциплинам
Русский язык:
-
реализация единой языковой концепции (внутреннее единство курсов обучения грамоте, чтению, русскому языку, иностранному языку и литературному чтению); раскрытие воспитательного потенциала родного языка;
-
ведущая особенность программ грамоты и русского языка заключается в учете основных содержательно-методических линий развития детей средствами этих предметов:
-
овладение грамотой и на ее базе - основами функциональной грамотности;
-
овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);
-
овладение орфографией и пунктуацией;
-
овладение навыками и умениями анализа текста;
-
приобретение и систематизация знаний о языке;
-
развитие у детей чувства языка;
-
работа по орфографии строится на основе понятий «орфограмма» и «орфографическое правило» с опорой на опознавательные признаки орфограмм, условия их выбора, умение видеть состав слова;
-
в курсе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, увеличен объем изучаемого материала.
Математика:
• курс обеспечивает разноуровневое обучение на основе принципа минимакса: содержание образования предлагается на творческом уровне (уровне максимума), а административный контроль его усвоения - на уровне стандарта (минимума). Согласно идее автора, не предполагается выполнение детьми всех заданий;
•предусматривает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ученика, в том числе и для более подготовленного;
•основные содержательно-методические линии: числовая, геометрическая, алгебраическая, функциональная, комбинаторная, логическая, линия моделирования (текстовых задач);
•является непрерывным курсом для дошкольников, начальной и средней школы, реализующим поэтапную преемственность между всеми ступенями обучения, на уровне методологии, содержания и методики;
•технология урока и система дидактических принципов, разработанные в программе «Школа 2000...», помогают учителю организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей, а управленцам - провести экспертную оценку деятельности педагогов в соответствии с целевыми требованиями Закона РФ «Об образовании».
Литературное чтение:
-
курс обучения чтению и начальное литературное образование представляет собой систему литературного чтения: 1-й класс – детская литература; 2-й класс - фольклор, сказки, литературные сказки; 3-й класс - литература детская и «взрослая», рекомендации для детского чтения; 4-й класс - систематический курс детской литературы от первых детских писателей до наших дней;
-
нацелен на формирование у обучающихся интереса к чтению на основе самого чтения через интересные и возрастосообразные литературные тексты: ряд произведений включен в законченных отрывках, что дало возможность расширить круг изучаемых авторов;
-
методический аппарат нацелен на поддержку личности каждого ребенка в классе, по характеру - деятельностный и проблемный, включает технологию формирования правильного типа читательской деятельности.
Окружающий мир:
-
главная задача курса - формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника, - реализуется через идею, что в век информации дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны, такие дети обладают высокой информированностью, с другой — имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира. Другими словами, на самом важном этапе знакомства с миром, когда учебная деятельность становится ведущей, у ребенка складывается вместо стройной системы взглядов мозаика отдельных, не связанных друг с другом фактов и заблуждений;
-
благодаря четкому двухуровневому характеру построения содержания курса важнейшие понятия (минимум) многократно используются, связывая содержание всех тем, а необязательные сведения (максимум) запоминаются лишь теми учениками, у которых возникают вопросы по определенной теме (самостоятельный выбор учащимися);
-
фундаментом курса является экологическое образование, знакомство детей с фундаментальной причиной устойчивого существования природы - круговоротом веществ;
-
отличительная черта курса - серьезное и продолжительное знакомство школьников с географической картой, так как, по мнению авторов, решение стоящих перед человечеством глобальных проблем требует средств, с помощью которых можно отобразить все разнообразие условий на Земле.
В процессе обучения по УМК «Школа 2000...» - «Школа 2100» в соответствии с деятельностным подходом реализуется задача формирования функционально грамотной личности. На разном предметном содержании школьник учится получать новые знания, искать ответы на возникающие у него вопросы.
Ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ,
используемых в образовательном процессе
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 39»
№ п/п |
Авторы, название учебника |
класс |
Изда-тельство |
|||||
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Школа 2100 |
||||||||
Русский язык |
||||||||
1 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Учебник по обучению грамоте и чтению: Букварь |
1 |
Баласс |
|||||
2 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык |
1 |
Баласс |
|||||
3 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В Русский язык |
2 |
Баласс |
|||||
4 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык |
3 |
Баласс |
|||||
5 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Русский язык |
4 |
Баласс |
|||||
Литературное чтение |
||||||||
1 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение |
1 |
Баласс |
|||||
2 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение |
2 |
Баласс |
|||||
3 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение |
3 |
Баласс |
|||||
4 |
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение |
4 |
Баласс |
|||||
Иностранный язык |
||||||||
1 |
Кузовлев В.П., Э.Ш.Перегудова и др. Английский язык |
2 |
Просвещение |
|||||
2 |
Кузовлев В.П., Э.Ш.Перегудова и др. Английский язык |
3 |
Просвещение |
|||||
3 |
Кузовлев В.П., Э.Ш.Перегудова и др. Английский язык |
4 |
Просвещение |
|||||
Математика и информатика |
||||||||
1 |
Л.Г. Петерсон Математика |
1 |
Баласс |
|||||
2 |
Л.Г. Петерсон Математика |
2 |
Баласс |
|||||
3 |
Л.Г. Петерсон Математика |
3 |
Баласс |
|||||
4 |
Л.Г. Петерсон Математика |
4 |
Баласс |
|||||
5 |
Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика |
2 |
Баласс |
|||||
6 |
Горячев А.В. Информатика и ИКТ. «Мой инструмент компьютер» |
3 |
Баласс |
|||||
7 |
Горячев А.В. Информатика и ИКТ. «Мой инструмент компьютер» |
4 |
Баласс |
|||||
Окружающий мир |
||||||||
1 |
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир |
1 |
Баласс |
|||||
2 |
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир |
2 |
Баласс |
|||||
3 |
Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир |
3 |
Баласс |
|||||
4 |
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир |
4 |
Баласс |
|||||
Основы духовно-нравственной культуры народов России |
||||||||
1 |
Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика |
4 |
Баласс |
|||||
2 |
Беглова А.Л. Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур |
4 |
Просвещение |
|||||
Музыка |
||||||||
1 |
Е.Д. Критская Музыка |
1 |
Просвещение |
|||||
2 |
Е.Д. Критская Музыка |
2 |
Просвещение |
|||||
3 |
Е.Д. Критская Музыка |
3 |
Просвещение |
|||||
4 |
Е.Д. Критская Музыка |
4 |
Просвещение |
|||||
Изобразительное искусство |
||||||||
1 |
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство |
1 |
Баласс |
|||||
2 |
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство |
2 |
Баласс |
|||||
3 |
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство |
3 |
Баласс |
|||||
4 |
Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство |
4 |
Баласс |
|||||
Технология |
||||||||
1 |
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология |
1 |
Баласс |
|||||
2 |
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология |
2 |
Баласс |
|||||
3 |
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология |
3 |
Баласс |
|||||
4 |
Куревина О.А., Лутцева Е.А. Технология |
4 |
Баласс |
|||||
Физическая культура |
||||||||
1 |
Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е. Физическая культура |
1-4 |
Баласс |