Главная | Регистрация | Вход | RSS Воскресенье, 05.05.2024, 07:04

МБОУ НОШ №39 города Читы

Здравствуйте,
уважаемые посетители сайта
школы № 39!

Мы рады приветствовать вас на нашем сайте.
Надеемся, что знакомство с нашим учебным заведением будет для Вас не только полезным, но и интересным.
На сегодняшний день в нашей школе обучается174 ребёнка.
Мы стремимся дать нашим учащимся полноценное, качественное образование, сделать школу комфортной для обучения.
У нас работают квалифицированные педагоги, любящие свое дело и детей, постоянно повышающие свой профессиональный уровень.
Мы стремимся развивать нашу школу, делать ее лучше и красивее. Многое уже сделано, многое еще предстоит сделать. Мы уверены, что сможем справиться с поставленными задачами и достичь многого.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебно-методические комплекты как условие обеспечения качества образования

                                                                                                                                        Мусихина Н.В.
МОУ «Начальная общеобразовательная школа №39»
Учебно-методические комплекты как условие обеспечения качества образования
                                                                                                                     Незнание – полбеды.
                                                                                                                   Беда, когда ученик не знает 
                                                                                                    способов нахождения нужного ему ответа.
Проблема качества образования приобретает в последнее время особую остроту. Происходит (или уже произошла) своеобразная метаморфоза содержания проблемы качества товаров и труда в проблему качества жизни, человека, культуры и образования. Особенностью образования, в отличие от обыкновенных услуг, является то, что его качество нельзя в полной мере измерить и оценить непосредственно в ходе самого процесса. Сила приобретенных знаний проявляется в практической деятельности и требует времени. Еще Д.И. Менделеев писал: „…высшие качества определяются не столько простым знанием прежней мудрости в данной специальности, сколько личным участием в дальнейшей разработке предметов наук, искусств и знаний”. В этом главная проблема обеспечения качества образования. Проблема состоит и в том, что темпы развития технологии и самой социально-экономической жизни стали соизмеримыми с темпом передачи знаний, и, если придерживаться традиционной (нетворческой) методики обучения, то неизбежно отставание от жизни. В этих условиях требуется менять подходы к выбору содержания и методики (технологии) обучения, используя достижения научно-технической революции и учитывая процессы глобализации жизнедеятельности в мире. Современные информационные технологии позволяют реализовать новые графики и технологии обучения, обеспечивающие последовательное сочетание теории и практики, постепенное (но более прочное) наращивание знаний и умений, в том числе - умений решать задачи с неполными данными и противоречивыми требованиями. Другая проблема, хотя и связанная с первой, состоит в обеспечении „долговременности” знаний в условиях повышенного темпа социально-экономических и технологических изменений в мире и в России. Кроме того, рынок, особенно в условиях нарастающей глобализации экономических связей, предъявляет новые требования к специалисту: умение адаптироваться к существующей жизни и активно творить (создавать) новую жизнь. Школа обязана выполнить заказ жизни и экономики, особенно при подготовке специалистов нового типа, обладающих, по выражению профессора Э.М. Короткова [3], активностью предпринимателя, мудростью педагога, ответственностью врача, конструктивностью инженера, логикой юриста и пытливостью исследователя. Задача состоит в том, чтобы воспитать новый тип человека, который бы не чувствовал себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека, которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к импровизации…” [4] Этой задаче должен быть подчинен, прежде всего, выбор содержания обучения. Информационная революция, охватившая человечество, требует поиска путей эволюции образования и учебника как одного из основных средств учебного процесса. Чтобы определить место учебника в модернизации российского образования, необходимо понять, каким мы хотим видеть выпускника школы. Стратегическая задача образования – научить человека справляться с потоком новой информации. Для этой цели человек должен приобрести ряд качеств, необходимых в его дальнейшей жизни в информационном мире. Остановимся на этих качествах. Искренность, отсутствие боязни обнаружить свою индивидуальность. Важнейшая задача педагога – не подавлять, а развивать индивидуальность учеников. Этого можно достичь двумя методами. Первый предполагает диалоговую форму проведения урока, когда минимум должны усвоить все, а свой максимум каждый выбирает сам. Второй метод предусматривает разнообразие задач, которые дети сами могут выбирать и решать. Любопытство и любознательность. Этому способствует опора учебного процесса на осмысление опыта школьников, возможность для ученика найти ответ на любой свой вопрос. Наблюдательность. Стремление понять воспитывает наблюдательность. Склонность к размышлению, поиску причин увиденного. Главная задача образования состоит не столько в знакомстве учеников с разнообразием явлений окружающего мира, сколько в том, чтобы добиться понимания этих явлений учениками на доступном им уровне. Допустимость нескольких разных ответов на один вопрос, доброжелательность к другой точке зрения. Этому способствует рассмотрение каждого явления окружающего мира с разных точек зрения. Умение пользоваться разнообразными источниками информации при поиске ответа на вопрос. Умение общаться и работать в коллективе. Этому способствует совместная работа учеников по получению новых знаний. Доброжелательность, открытость по отношению к окружающему миру. В последние годы ставится задача формирования у человека определенных компетенций. Понятие компетентности связано с возможностью выполнения личностью сложных практических задач. Перечислим основные из них. Информационная компетентность – это способность искать, анализировать, синтезировать информацию, строить собственную информационную структуру (К.Н.Поливанова). Компетентность в решении проблем – это способность ставить и решать определенные типы рациональных задач. Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач. Формирование в учебном процессе описанных выше качеств и компетенций позволит подготовить будущее поколение к жизни в информационном мире. Ясно, что большую роль в этом процессе должен играть учебник. Учебник должен сопровождаться развитой и доступной школьникам образовательной инфраструктурой, как в школе, так и за ее пределами: школьными, городскими библиотеками, в том числе и на электронных носителях. Подавляющее большинство школьников не имеют постоянного доступа к компьютеру и Интернету, как в учебное, так и главным образом во внеурочное время. Поэтому особенно актуальна задача создания общедоступного современного учебника. Это должен быть учебно-методический комплект, „самодостаточный, который постоянно расширяется за счет дополнительных пособий, обеспечивающий образовательную инициативу ученика”. При этом учебнику, как правило, отводится ключевая роль, гарантирующая образовательный минимум и обеспечивающая общую организацию образовательного процесса. Вариативность образования может сохраняться за счет роста разнообразия учебных пособий, способствующих образовательной инициативе учащихся. Более одиннадцати лет я работаю по учебникам Образовательной системы «Школа 2100» и очень довольна этой программой, которая позволяет развить способности каждого ученика. Все учебники Образовательной системы «Школа 2100» - это учебники для детей, которые хотят открыть для себя новое, для взрослых, которые хотят им помочь в этом, - словом для тех, кто хочет быть успешным в жизни. С самых первых уроков детям пришлась по душе математика. Им понравились задания, которые требуют от них творчества («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать»). Эти задания развивают ум, волю, чувства и мотивы деятельности. Хорошая методическая оснащенность дает педагогу возможность, используя деятельностный метод обучения, достигать хороших результатов на первых же этапах обучения. Очень удобны тетради для контрольных и самостоятельных работ. Также электронное приложение помогает сравнивать результаты своей работы с достижениями других. Мне очень нравятся уроки истории и окружающего мира. Ребята с удовольствием готовят домашние задания по учебникам и тетрадям, часто используют дополнительную литературу. «Сильным» ученикам в классе интересно! Они охотно помогают мне на уроке, знают ответы на трудные вопросы. УМК позволяет выйти за рамки учебника и учит пользоваться информацией в окружающем мире. Современный учебник должен не только давать конкретные знания, но и учить активно пользоваться информацией, содержащейся в нем. Сегодня всем учителям предоставлена возможность творческого поиска. Можно брать любые учебники, работать по новым программам. Но учителю всегда надо помнить, что научить он должен всех. А дети приходят в школу очень разные. Да, мы даем детям необходимую сумму знаний, предусмотренную программой. Однако, на мой взгляд, следует больше заботиться о другом – нам надо научить детей учиться. Взрослый должен дать ребенку не готовый результат, а способ, с помощью которого он достигается. Ученые, которые изучали эффективность различных путей обучения, пришли к такому выводу: на первом этапе усвоение происходит быстрее в тех случаях, когда даются готовые указания о действиях, но на последующих этапах, когда для решения предлагаются новые задачи и требуется самостоятельно применить знание к их решению, преимущество на стороне тех учащихся, которые обучаются проблемным методом. Поэтому все свои уроки я стараюсь построить так, чтобы дети постоянно были в поиске ответов на возникшие у них вопросы. Выслушивая различные ответы детей, всегда задаю вопрос: «Почему ты так решил? Докажи». Ребенок начинает рассуждать сам и убеждается в верности своего ответа, или находит, в чем он ошибся. Процесс усвоения изучаемого материала протекает у всех детей по-разному. Все учителя сталкиваются с такой проблемой. В каждом классе есть ученики, которые понимают учителя с полуслова, а есть и такие, которым и индивидуальные занятия не сразу помогают. Не всегда мои усилия приводят к желаемым результатам. У меня в классе всегда есть несколько человек, которые учатся слабо. Причин неуспеваемости много. Но я не раз убеждалась в том, что даже слабые ученики, которые проявляют активность на уроке, со временем начинают учиться лучше. Ведь только активная умственная работа самого учащегося над содержанием учебного материала позволяет ему проследить и уловить логику его изложения. Работая над научно-познавательным текстом учебников чтения, окружающего мира, истории, я часто прибегаю к таким методам работы, как составление плана, выделение смысловых опорных моментов в материале. Составлять план за время обучения приходится и на других уроках. Отвечая по плану, ученики на первых порах стараются воспроизвести текст как можно подробнее. Постепенно приучаю детей к тому, чтобы держать план в голове. Если ученик приучен выделять опорные смысловые моменты в тексте, то чтение, понимание и запоминание происходят одновременно. Я никогда не требую от детей буквального заучивания правил. Ведь бывают же такие ученики, которые прекрасно рассказывают правила, но не могут назвать его фрагменты или затрудняются в его применении. Я считаю, что гораздо полезнее любое объемное правило разбить на смысловые части, найти подтверждение ему в процессе выполнения упражнений или самостоятельно подойти к выводу. В современном образовании часто высказывается мнение о том, что конкретные знания играют второстепенную роль в образовании школьника и его будущей жизни. Отсюда можно сделать вывод: конкретные знания нужны постольку, поскольку они являются ключом к получению нового знания. Важны не знания сами по себе, а система. Она нужна для того, чтобы правильно определить направление поиска, отличить нужную информацию от ненужной, правдоподобный вывод от неправдоподобного, найти эффективный способ проверки выдвинутой гипотезы. Сформировать у школьников и у всего взрослого населения потребность и способность к непрерывному образованию и самообразованию на протяжении всей жизни, сформировать умение учиться – эта задача в наши дни становится особо важной обязанностью школы и общества. Критериями оценки учебника в целом могут служить: - наличие разработанного аппарата организации усвоения материала и аппарата ориентировки, направляющих деятельность учеников; - наличие полноценного аппарата издания; - наличие творческих заданий.
Список литературы 1. Демидова Т.Е. Общеучебные умения как ключ к решению актуальных проблем образовательной политики. [Текст] /Т.Е.Демидова// – Начальная школа: плюс, минус №5, 2002.-80с. 2. Коптюга В.А. Новая парадигма развития России. Текст] /В.А.Коптюга// Изд. 2-е.- М.: Изд-во «Academia», 2000. 3. Коротков Э.М. Концепция менеджмент-образования в России. ГУУ. Вестник ун-та, №1. Серия «Развитие образования в области менеджмента». [Текст] /Э.М.Коротков// – М., 2000. 4. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. [Текст] /А.Г.Маслоу// – С.-Пб, Изд. Группа «Евразия», 1997. 5. Материалы к эксперименту по модернизации образовательного процесса в начальной школе. – Начальная школа: плюс, минус №1, 2001.-80с.

Категория: Мои статьи | Добавил: Administrator (29.06.2011)
Просмотров: 1062 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и Науки РФ
  • Министерство образования, науки и молодёжной политики Заб.края
  • ЗабКИПРО
  • ГИМЦ
  • КЦОКО-Забайкальский край
  • МБОУ СОШ № 23 г.Читы
  • комитет образованияя администрации городского округа "Город Чита"
  • Консультант плюс
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Дневник.ru
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Федеральный портал "Российское образование" li> Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • сайт РФ ГМУ
  • портал о размещении гос.заказов
  • Гос.закупки
  • Управление начальной школой
  • Кадровик
  • КПМО
  • В помощь учителю
  • Российский обшеобразовательный портал
  • Ресурсы портала для общего образования
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Образовательная система "Школа 2100"
  • Фестиваль педагогических идей"Открытый урок
  • ChitaMama.Ru ChitaMama

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz