Главная | Регистрация | Вход | RSS Среда, 27.11.2024, 07:57

МБОУ НОШ №39 города Читы

Здравствуйте,
уважаемые посетители сайта
школы № 39!

Мы рады приветствовать вас на нашем сайте.
Надеемся, что знакомство с нашим учебным заведением будет для Вас не только полезным, но и интересным.
На сегодняшний день в нашей школе обучается174 ребёнка.
Мы стремимся дать нашим учащимся полноценное, качественное образование, сделать школу комфортной для обучения.
У нас работают квалифицированные педагоги, любящие свое дело и детей, постоянно повышающие свой профессиональный уровень.
Мы стремимся развивать нашу школу, делать ее лучше и красивее. Многое уже сделано, многое еще предстоит сделать. Мы уверены, что сможем справиться с поставленными задачами и достичь многого.

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников

( 1 слайд)   Зинурова Р.В.        

МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №39» гЧита    

Учебная мотивация как показатель  качества обучения младших школьников (2 слайд)   

«Педагогический закон гласит:прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряженны все силы, необходимые для нее и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» Л.С. Выготский           

    В современной школе вопрос о мотивации учения является центральным, т.к.   (3 слайд) мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.  Младший  школьный возраст благоприятен для того, чтобы  заложить основу для умения, желания учиться. (4 слайд)Учебная деятельность – осознанная деятельность учеников по усвоению знаний. Для того, чтобы она была успешной, нужно создавать мотивацию через познавательный эмоциональный интерес. Преимущество  надо отдавать не внешней мотивации (получить хорошую оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего – либо). (5слайд)Мотивационная сфера личности проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни. (6 слайд) Мотивация- это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражении во внешних проявлениях, в отношении человека  к окружающему миру, различными видами деятельности. Деятельность без мотива или  со слабым мотивом либо не осуществится вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От  того, как  чувствует себя  ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает  в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал  у ребенка интенсивное и внутреннее побуждения к знаниям, напряженному умственному труду.  Развитие школьника будет более интенсивным результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое  взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатий. Учебно-познавательные мотивы формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности. (7слайд)Учебная деятельность имеет определенную  структуру, которая способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным субъектом  учебной  деятельности: 1.Мотивы учения 2.Цель 3.Учебные действия 4.Контроль 5.Оценка (8слайд)В основе учебной деятельности заложена следующая мотивация:  1.Мотивация связанная  непосредственно  с целями учения (удовлетворения любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора) 2.Мотивация заложенная в самом процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная  активность, реализация своих способностей). (9слайд) Мотивационная основа учебной деятельности учащихся состоит из следующих элементов: - сосредоточение внимания на учебной ситуации; -осознание смысла предстоящей деятельности; -осознанный  выбор мотива; -целеполагание; -стремление к цели (осуществление учебных действий) -стремление к достижению успеха (осознание уверенности в правильности своих действий) -самооценка процессов и результатов деятельности. Обучение будет успешным, если внутреннее принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы, интересы, то есть имеет для него личностный смысл. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В  начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей. У школьника с достижением успехов связаны не один, а два разных  мотива: (10 слайд)мотив достижения успехов и мотив избегания неудач. Если взрослые  люди, обладающие большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, и больше наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания неудачи, который не являются стимулом к достижению успехов. Если напротив внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится  на  успехи, то складывается мотив достижения успехов. У неуспевающих учеников наблюдается мотивация избегания неудачи. Тревожность,  страх получения плохой оценки, придают учебной деятельности отрицательную эмоциональную окрашенность. У неуспевающих детей возникает особая компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием и т.д. Когда потребности в самоутверждении удовлетворяются в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка. В ходе индивидуального  и возрастного развития структура мотивов меняется. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным.  Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов - с другой. В конце 1класса и в конце 1полугодия 2 класса с целью определения оценки школьной мотивации была проведена анкета по Н.Г.Лускановой. Результаты получились следующие: (11 слайд)    уровень        1класс      2класс высокая школьная мотивация         9        9 нормальная школьная мотивация         8        9 школа привлекает внеучебными сторонами          5        3 низкая школьная мотивация         1        2 негативное отношение к школе          -         -   Из 18 учащихся (78%) имеющих высокую или нормальную школьную мотивацию 12 учащихся(52%) показывают отличный или хороший уровень обученности,  6 учащихся - удовлетворительный. Причинами низкой школьной мотивации у 2 учащихся (8%) являются личностная незрелость, низкий уровень умственного развития. (12 слайд) Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?      1.  Развитию познавательного интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного  труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процессе самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера. Я работаю по образовательной системе « Школа 2100» и в своей деятельности использую проблемно-поисковые, деятельностные технологии обучения. 2. Обучение стараюсь строить таким  образом, чтобы оно было трудным, но посильным, т.к. слишком легкий или слишком трудный материал не вызывает интереса. 3.Доказано, чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. В  своей работе использую следующие формы: работа в парах со взаимопроверкой, рассказ домашнего  задания  друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы, метод « закрытой доски»,  блиц - турниры и.т.д. 4. Считаю важной психосберегающую оценку ответа учащегося. Это значит оценивание конкретного ответа без перехода на личность ребенка. Кроме того сначала отмечаю достоинства ответа, лишь затем - недостатки , мягкой формой оценки неудачи является фраза: « было бы лучше ,если...» (13 слайд) 5.Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера  урока, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия, принятие своих учеников независимо от их учебных  успехов,  преобладания побуждения, поощрения,  понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно  большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком. Очень важно с каждым учеником выстроить личное пространство общения. 6.Целенаправленно создаю на  уроке ситуации успеха для учащихся. Например: проверка домашнего задания. Ученики четко знают, если они выполнят задание в полном объеме и рекомендуемым способом  (пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ будет успешным. 7.По возможности стараюсь на уроке обратиться  к  каждому ученику не по одному разу, а 3-5 раз, т. е. осуществляю обратную связь для коррекции непонятного или неправильно понятого. 8.Стимулирование познавательной активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые ) наглядность (И К Т), творческие работы по разным предметам, участие в предметных неделях , внеклассных мероприятиях по предметам, индивидуализацию(учет не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые задания), использование   игровых, личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.    Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов   учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности. Изучив данную тему, можно сделать следующие выводы: (14 слайд) 1.Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности. 2.Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели  обучающихся. 3.Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития. 4.Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.                                 Библиографический список: 1.Р.С.Немов. Психология образования.// М. Владос  2001г. 2.Р.В.Овчарова.Справочная книга школьного психолога.//М.Просвещение 1996г. 3  Е.И.Рогов.   Психология человека. //М. Владос 1999г. 4.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной дезадаптации.// ВНИК 1993г. 5.Н.В.Немова. Мотивация учебных достижений.// М.2001г.                                                                                    

Категория: Мои статьи | Добавил: Administrator (14.02.2012)
Просмотров: 3100 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный сайт Министерства образования и Науки РФ
  • Министерство образования, науки и молодёжной политики Заб.края
  • ЗабКИПРО
  • ГИМЦ
  • КЦОКО-Забайкальский край
  • МБОУ СОШ № 23 г.Читы
  • комитет образованияя администрации городского округа "Город Чита"
  • Консультант плюс
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Дневник.ru
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Федеральный портал "Российское образование" li> Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • В помощь директору
  • портал Менеджер образования
  • сайт РФ ГМУ
  • портал о размещении гос.заказов
  • Гос.закупки
  • Управление начальной школой
  • Кадровик
  • КПМО
  • В помощь учителю
  • Российский обшеобразовательный портал
  • Ресурсы портала для общего образования
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Образовательная система "Школа 2100"
  • Фестиваль педагогических идей"Открытый урок
  • ChitaMama.Ru ChitaMama

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz