( 1 слайд) Зинурова
Р.В.
МБОУ «Начальная общеобразовательная школа
№39» гЧита
Учебная мотивация как показатель
качества обучения младших школьников
(2 слайд)
«Педагогический закон
гласит:прежде чем ты хочешь
призвать
ребенка к какой-либо
деятельности,
заинтересуй его ею,
позаботься о том,
чтобы обнаружить, что
он готов
к этой деятельности,
что у него
напряженны все силы,
необходимые
для нее и что ребенок
будет
действовать сам,
преподавателю же
остается только
руководить
и направлять его
деятельность»
Л.С. Выготский
В
современной школе вопрос о мотивации учения является центральным, т.к. (3 слайд) мотив
является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и
смыслообразования.
Младший
школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. (4 слайд)Учебная деятельность – осознанная
деятельность учеников по усвоению знаний. Для того, чтобы она была успешной,
нужно создавать мотивацию через познавательный эмоциональный интерес. Преимущество надо отдавать не внешней мотивации (получить хорошую
оценку), а внутренней (станешь интереснее другим людям, сможешь достичь чего –
либо).
(5слайд)Мотивационная сфера личности
проявляется в учебном процессе через совокупность различных побуждений:
мотивов, потребностей, интересов, целей, установок, обуславливающих проявление
учебной активности и стремление участвовать в школьной жизни.
(6 слайд) Мотивация- это внутренняя психологическая
характеристика личности, которая находит выражении во внешних проявлениях, в
отношении человека к окружающему миру,
различными видами деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществится
вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как
чувствует себя ученик в
определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе.
Поэтому важно, чтобы весь процесс
обучения вызывал у ребенка интенсивное и
внутреннее побуждения к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным
результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его
ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а
педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и
эмпатий.
Учебно-познавательные мотивы
формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.
(7слайд)Учебная деятельность имеет
определенную структуру, которая
способствует эмоционально-положительному восприятию учения, обеспечивает
школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает его истинным
субъектом учебной деятельности:
1.Мотивы учения
2.Цель
3.Учебные действия
4.Контроль
5.Оценка
(8слайд)В основе учебной деятельности
заложена следующая мотивация:
1.Мотивация связанная непосредственно с целями учения (удовлетворения
любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
2.Мотивация заложенная в самом
процессе учебной деятельности (преодоление препятствий, интеллектуальная активность, реализация своих способностей).
(9слайд) Мотивационная основа учебной
деятельности учащихся состоит из следующих элементов:
- сосредоточение внимания на учебной
ситуации;
-осознание смысла предстоящей деятельности;
-осознанный выбор мотива;
-целеполагание;
-стремление к цели (осуществление
учебных действий)
-стремление к достижению успеха
(осознание уверенности в правильности своих действий)
-самооценка процессов и результатов
деятельности.
Обучение будет успешным, если
внутреннее принято ребенком, если опирается на его потребности, мотивы,
интересы, то есть имеет для него личностный смысл.
У детей с высокой успеваемостью ярко
выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить
задание, получить нужный результат.
В
начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.
У школьника с достижением успехов
связаны не один, а два разных мотива:
(10 слайд)мотив достижения успехов и мотив
избегания неудач. Если взрослые люди,
обладающие большим авторитетом для детей, мало поощряют их за успехи, и больше
наказывают за неудачи, то в итоге формируется и закрепляется мотив избегания
неудачи, который не являются стимулом к достижению успехов. Если напротив
внимание со стороны взрослого и большая часть стимулов ребенка приходится на
успехи, то складывается мотив достижения успехов.
У неуспевающих учеников наблюдается
мотивация избегания неудачи. Тревожность,
страх получения плохой оценки, придают учебной деятельности
отрицательную эмоциональную окрашенность. У неуспевающих детей возникает особая
компенсаторная мотивация. Это побочные по отношению к учебной деятельности
мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой,
рисованием и т.д. Когда потребности в самоутверждении удовлетворяются в
какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником
тяжелых переживаний ребенка.
В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов
меняется. Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное
отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование
устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных
интересов - с другой.
В конце 1класса и в конце 1полугодия
2 класса с целью определения оценки школьной мотивации была проведена анкета по Н.Г.Лускановой. Результаты получились следующие: (11 слайд)
уровень
1класс
2класс
высокая школьная
мотивация
9
9
нормальная школьная
мотивация
8
9
школа привлекает
внеучебными сторонами
5
3
низкая школьная
мотивация
1
2
негативное отношение к
школе
-
-
Из 18 учащихся (78%) имеющих высокую
или нормальную школьную мотивацию 12 учащихся(52%) показывают отличный или
хороший уровень обученности, 6 учащихся -
удовлетворительный. Причинами низкой школьной мотивации у 2 учащихся (8%)
являются личностная незрелость, низкий уровень умственного развития.
(12 слайд) Какие же условия способствуют развитию познавательного интереса?
1. Развитию познавательного
интереса, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения,
при которой ученик вовлекается в процессе самостоятельного поиска и «открытия»
новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Я работаю по образовательной системе
« Школа 2100» и в своей деятельности использую проблемно-поисковые,
деятельностные технологии обучения.
2. Обучение стараюсь строить
таким образом, чтобы оно было трудным,
но посильным, т.к. слишком легкий или слишком трудный материал не вызывает
интереса.
3.Доказано, чем чаще проверяется и
оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. В своей работе использую следующие формы:
работа в парах со взаимопроверкой, рассказ домашнего задания
друг другу, хоровые ответы на несложные вопросы, метод « закрытой доски»,
блиц - турниры и.т.д.
4. Считаю важной психосберегающую
оценку ответа учащегося. Это значит оценивание конкретного ответа без перехода
на личность ребенка. Кроме того сначала отмечаю достоинства ответа, лишь затем -
недостатки , мягкой формой оценки неудачи является фраза: « было бы лучше
,если...»
(13 слайд) 5.Важную роль в стимулировании
познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, выбор демократического стиля
педагогического взаимодействия, принятие своих учеников независимо от их
учебных успехов, преобладания побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое
поглаживание учеников: приветствие, проявление внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой,
кивком. Очень важно с каждым учеником выстроить личное пространство общения.
6.Целенаправленно создаю на уроке ситуации успеха для учащихся. Например:
проверка домашнего задания. Ученики четко знают, если они выполнят задание в
полном объеме и рекомендуемым способом
(пересказ, выделение главных тезисов, ответы на вопросы), то их ответ
будет успешным.
7.По возможности стараюсь на уроке
обратиться к каждому ученику не по одному разу, а 3-5 раз,
т. е. осуществляю обратную связь для коррекции непонятного или неправильно
понятого.
8.Стимулирование познавательной
активности учащихся осуществляю через дидактические игры (сюжетные, ролевые )
наглядность (И К Т), творческие работы по разным предметам, участие в
предметных неделях , внеклассных мероприятиях по предметам, индивидуализацию(учет
не только способностей, но и интересов), дифференциацию (разноуровневые
задания), использование игровых,
личностно – ориентированных, развивающих, проблемных педагогических технологий.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного
процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению
успеваемости, деградации личности.
Изучив данную тему, можно сделать
следующие выводы: (14 слайд)
1.Мотивация является особо важным и
специфическим компонентом учебной деятельности.
2.Через мотивацию педагогические цели
быстрее превращаются в психические цели
обучающихся.
3.Через мотивацию формируется
определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная
значимость для личностного развития.
4.Через формирование положительной
мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных
процессов.
Библиографический список:
1.Р.С.Немов. Психология образования.//
М. Владос 2001г.
2.Р.В.Овчарова.Справочная книга
школьного психолога.//М.Просвещение 1996г.
3
Е.И.Рогов. Психология человека.
//М. Владос 1999г.
4.Н.Г.Лусканова. Диагностика школьной
дезадаптации.// ВНИК 1993г.
5.Н.В.Немова. Мотивация учебных
достижений.// М.2001г.
|