Социальная среда: культурное и образовательное окружение личности
Социальная среда развития ребёнка – это общество, в котором развивается ребёнок, его культурные традиции, преобладающая идеология, уровень развития науки, искусства, экономики, основные религиозные течения, данный исторический этап. Это также и ближайшее социальное окружение, непосредственно влияющее на развитие ребёнка: родители и другие члены семьи, позже воспитатели, учителя, сверстники, друзья семьи. Социальная среда, по Л.С. Выготскому, является источником развития. Именно начальной школе принадлежит особая роль – избрать наиболее эффективную систему оказания помощи ребёнку в становлении и развитии его личности, его подготовке ко взрослой жизни. Багаж, которым дети овладеют в «маленькой» школе, будет сопровождать наших детей всю последующую жизнь, и поэтому особенно важно простраивать воспитательную работу в школе, исходя из того, что ребёнок – это прежде всего полномочный субъект деятельности, а значит, носитель активности. Воспитание ребёнка как субъекта, когда активность представляет собой осознание ситуации, определение путей её изменения, непосредственную деятельность по её изменению, возможно, когда воспитательные дела будут не мероприятием, а собственным делом школьников, отвечающим их актуальным потребностям. И главная задача педагогов – признать полное право детей на творчество, соучаствовать, незаметно направлять, уметь уважать их выбор, проходя с детьми все этапы какого-то дела – от зарождения идеи до получения результата, обеспечивая личностное включение каждого в совместную деятельность. Наша школа расположена в 17 км от города. В социальном, экономическом, культурном плане окружение школы нельзя назвать благополучным. Экономическая нестабильность предприятий поселка сказывается на семьях, а, следовательно, и на школе. Увеличилось число безработных, асоциальных, малообеспеченных семей, что заставило школу учитывать новые проблемы (большое число неполных семей, увеличение физически слабых и больных детей в малообеспеченных семьях). Некогда богатый поселок, где работали и библиотека, и клуб, где велись различные кружки и секции, превратился в один из бедствующих районов города. Школа оказалась практически в социально-культурной изоляции. Педагогический коллектив старается заинтересовать организации поселка, ищет пути сотрудничества, укрепляет шефские связи. Но все же организация внеучебной деятельности проходит, в основном, только в школе, хотя очень хотелось бы расширить деятельность детей. Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов. Положение усугубляется нестабильностью семьи, страны. В результате этого ежегодно происходит рост детской безнадзорности, правонарушений и преступлений среди детей и подростков. В такой ситуации является актуальной поставленная перед школой социально значимая задача: стать культурным и образовательным центром, создающим воспитательное пространство не только в стенах школы, но и по месту жительства. И здесь основной целью педагогического коллектива является создание условий для творческого сотрудничества детей и педагогов, взаимного уважения и ответственности. Т.к. в нашем отдалённом и неблагополучном в социальном и культурном плане районе школа является практически единственным очагом культуры, местом, где ребята могут хоть как-то раскрыть свои способности, пришло понимание того, что в нашей школе необходимо начинать воспитательную работу не так, как раньше, а как-то иначе В ходе работы выявились проблемы, которые стали приоритетными направлениями деятельности– активизация участия всех детей в общешкольной жизни, для чего решено было все традиционные дела сделать общешкольными, расширение границ деятельности – в школе стало уже «тесновато», именно тогда наши дети начали успешно принимать участие в городских конкурсах. Ситуация успеха, свободного выбора, сопричастности, возможность привнести и реализовать совместными усилиями какую-либо идею, вклад каждого участника мотивировали всех на продолжение активной работы, открыли новые горизонты. Основной принцип воспитательной работы: «Каждое дело творчески, иначе зачем?». В школе сформирован календарь традиционных творческих дел, это праздники, месячники правового просвещения, пропаганды здорового образа жизни, эстетического, гражданско-патриотического воспитания, экологической безопасности, марафоны добрых дел и другие мероприятия. Наиболее приоритетными для наших обучающихся являются игровые, театральные, состязательные формы воспитательной работы, позволяющие учащимся осознать самих себя, раскрыть свои творческие способности. Традицией педагогического коллектива школы стала организация различных КТД: «Здравствуй, школа!», «Золотая осень», «Здравствуй, Новый год»,а также создание проектов, как долгосрочных (газета «Звоночек»), так и краткосрочных («Школьный двор», «Зимние узоры», «Юные издатели» и др.) По инициативе активистов школьного самоуправления и районной библиотеки проведено немало акций и операций в микрорайоне школы: акция «Милосердие» (оказана помощь Детскому дому села Колочное: изготовили игрушки, подготовили настоящее новогоднее путешествие «Приключение бычка Гаврюши в стране Знаков Зодиаков». «Помоги школьной библиотеке!» (сбор книг для библиотеки), концерт для жителей микрорайона ко Дню пожилого человека, организовано чаепитие для пожилых людей микрорайона, подобное мероприятие проходит и в День Победы, постоянно организуются выставки и проводятся концерты в День выборов, благодаря которым обеспечивается посещаемость избирательного участка. Учителя нашей школы, стремятся обеспечить условия для творческой самореализации всех детей. Охват учащихся дополнительным образованием от общего числа детей в школе составляет 87%: это коллективы художественного, спортивного, эстетического направления. Активизировалась работа детского объединения. Основными ценностными ориентирами программы стали: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Благодаря старшей вожатой Сакаевой В.А., школа приняла участие в нескольких конкурсах, где наша команда заняла I место, а также I место заняла и старшая вожатая Сакаева В.А. Уже несколько лет в школе выпускается газета «Звоночек». Целью проекта «Газета» является развитие личности младшего школьника, их творческих способностей, навыка устных и письменных публицистических выступлений, формирование гражданской позиции учащихся, допрофессиональная подготовка юных корреспондентов. Результат: ежемесячно выходит газета (формат А4 , на 3 -6 страницах). · вовлечено большое количество детей, а также их родителей к работе в газете; · объединение в едином информационном пространстве всех участников воспитательного процесса (учащихся, родителей, учителей, других работников школы). В центре внимания нашего коллектива находятся вопросы организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков. Приоритетной деятельностью летнего лагеря «Солнышко» является оздоровительная, направленная на развитие ребёнка (полноценное питание, медицинское обслуживание, пребывание детей на свежем воздухе, проведение оздоровительных, культурных, спортивных мероприятий, организация походов, экскурсий, игр, занятий по интересам). Наша команда – это не только педагоги, но и персонал, и родители. Традиционным стало участие родителей в делах школы: выставках, конкурсах «Алло, мы ищем таланты», «Мама, папа, я-спортивная семья», новогоднем спектакле, который ежегодно дарят детям учителя и родители, акций по озеленению школы, проведены экологические рейды по очистке территории микрорайона от мусора; выпущены агитационные листы для жителей поселка с призывом поддерживать чистоту и сохранять природу. В результате совместной деятельности в микрорайоне сохранились и развиваются традиционные формы народных гуляний и праздников, молодежных забав, елок. При их подготовке и организации учитываются интересы детей разных возрастов, а так же и взрослых. Так многие мероприятия стали традиционными, а это: "Масленица"; новогодние детские утренники для детей микрорайона; весенние концерты ко дню 8 марта; концерты ко Дню пожилого человека, ко Дню Победы. Одним из важных показателей эффективности воспитательной работы школы является отношение обучающихся к школе, учителям, характер их взаимоотношений между собой. По данным психолого-педагогического мониторинга 97,3% учащихся оценивают свое состояние в школе как "хорошее" и "очень хорошее"; у 2% -нейтральное, 0,7% -отрицательное.38 % учащихся любят свою школу за интересные уроки, хороших учителей; 49% за возможность посещать секции, кружки, остальные -за радость общения с друзьями, интересные встречи, праздники. Высказывание: «Воспитание успешно, если оно системно», было и остаётся очень актуальным для современной школы, и очень важно здесь сосредоточить усилия на том, чтобы буквально всё, что окружает нашего малыша, работало на него, на развитие его личностного и творческого потенциала, формирование активной гражданской позиции, осознанной потребности к здоровому образу жизни. Ребёнок будет успешным в средней школе и в жизни, если у него сформированы позитивные установки в коммуникативной сфере, если уже в начальной школе ребёнок осознаёт свою ценность и значимость, умеет и не боится предлагать и нести ответственность за принятые решения.
Список литературы 1.Сибирцова Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе [Текст] / Г.Н.Сибирцова // – Ростов: Феникс, 2005. 2.В.А. Караковский Воспитание? Воспитание. Воспитание![Текст] / В.А. Караковский // М., 2000. 3. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков. Л.В. Байбородова //- М.:Владос, 2001. 4.Изучение эффективности воспитательной системы школы. Методическое пособие. - Чита.,2001. 5.Щуркова .Н.Е. Новое в воспитательной работе. [Текст] /Н.Е. Щуркова // – М., 1991. 6.Столяренко Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии. Экзаменационный экспресс-справочник [Текст] / Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин //- Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001 7.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование [Текст]- Москва, 2009.-50с. |