МОУ «Начальная общеобразовательная школа №39»
Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учащихся
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация: 1. рефлексия настроения и эмоционального состояния 2. рефлексия деятельности 3. рефлексия содержания учебного материала Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяю карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость» Рефлексию содержания учебного материала использую для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Метод рефлексии на уроках математики в начальной школе Программа "Школа 2100”, по которой я работаю с 1998 года, ставит перед учителем задачу: формировать функционально грамотную личность, т.е. человека, думающего и действующего с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющего свободно добывать знания и использовать их для решения жизненно необходимых задач. Для достижения данной цели использую в своей работе деятельностный метод, который позволяет включить учеников в самостоятельную учебную деятельность. Деятельностный подход к обучению школьника, поставленный современной педагогикой во главу угла, переносит акценты с конечного результата на систему действий, необходимых для получения этого результата. Важно не то, что ты сделаешь, а как ты будешь это делать, ведь правильные действия приведут к качественному результату. Считаю важным научить на уроках математики правильному и чёткому выполнению определённой последовательности действий. Формирование алгоритмического мышления – одна из важнейших задач современной школы, так как современный уровень развития науки и техники требует формирования у учащихся навыков именно такого мышления. В начальном курсе математики алгоритмы представлены в виде правил, последовательности действий, схем. В своей работе отрабатываю навыки алгоритмического мышления на уроках рефлексии, цель которых - сформировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности. Учащимся приходится на этапе локализации затруднений на математическом языке проговорить возникшие затруднения, проанализировать их и, применяя изученные алгоритмы, схемы, таблицы, построить проект выхода из создавшейся ситуации. На уроке по теме "Приёмы внетабличного умножения и деления”(2 класс) приходится повторить правила умножения и деления суммы на число, правила деления и умножения круглых чисел, правила о взаимосвязи компонентов деления и умножения. Это позволяет формировать математическую речь, способность к выявлению места и причины затруднений в собственной деятельности. Такая кропотливая работа помогает отработать и закрепить изученный материал, действуя по плану. В процессе фиксации правил и алгоритмов активизируется зрительная память, внимание, логическое мышление. Кроме того, у учащихся появляется возможность в соответствии со своими способностями выбрать свой максимум из предложенных заданий, что позволяет осуществлять разноуровневое обучение. Учащиеся, выполнившие без ошибок, предложенную работу, сами выбирают задание повышенного уровня, что повышает учебную мотивацию. Это могут быть задания повышенного уровня сложности на данную тему, задания опережающего характера, где придётся применить алгоритм для другого типа задания. На уроке по отработке навыков внетабличного умножения и деления предлагаю, используя изученный алгоритм, вывести правила деления с остатком. Этап построения проекта выхода из затруднений считаю одним из самых сложных и интересных в работе по данной методике. Интересен он тем, что перед тобой сидят маленькие учёные, которые в процессе научного спора выводят новое для них знание, т. е. создают проект выхода из затруднения. Им приходится вспомнить все имеющиеся у них знания по данной теме, это способствует формированию аналитического мышления. На уроке "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями”(4 класс) на этапе рефлексии при поиске выхода из затруднения учащиеся применили, изученный ими ранее алгоритм сложения натуральных чисел по числовому лучу. К таким урокам готовлю: эталоны для этапа актуализации; самостоятельную работу; подробный образец для самостоятельной работы; алгоритм исправления ошибок; эталон для самопроверки самостоятельной работы; подробный образец дополнительных заданий; задания для выбора. Планирую свою деятельность так, чтобы у учащихся возникала реальная необходимость к самостоятельному поиску выхода из создавшейся ситуации. Примеры для самостоятельной работы подбираю разного уровня, это позволяет реализовать принцип психологической комфортности. Во время работы актуализируются мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия. Данные уроки способствуют формированию у учащихся способности к коррекции собственной деятельности, к организации проекта по выходу из затруднения, учат давать самооценку результата деятельности, подготавливают к целеполаганию последующей деятельности. Чаще всего планирую уроки рефлексии при изучении тем, связанных с новыми правилами вычислений, новыми типами задач, уравнений. В 4 классе при изучении геометрической линии (Тема "Измерение углов с помощью транспортира”) на этапе рефлексии предлагаю вывести алгоритм построения углов с помощью транспортира. Учащиеся, опираясь на известные правила, легко выводят данный алгоритм, что позволяет сделать их соавторами открытия, почувствовать себя исследователями. После этих уроков снижается уровень тревожности, повышается мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно значимом уровне (по итогам диагностики учебной мотивации в 1классе-высокий уровень-24%, нормальный-38%, школа привлекает внеучебными делами-38%), возрастает процент правильно выполняемых заданий по данной теме(качество выполнения итоговой контрольной работы по математике в 1классе-78%). Математическая речь становится более грамотной, что помогает при изучении других дисциплин. Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Процесс рефлексии должен быть многогранным, т. к. оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учащихся, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Использованная литература: 1. Ариян М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17 2. Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «Учитель.ru» , 2001 3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г. 4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. - Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г. 5. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г. 6. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г 7. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г 8. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе - М.: «Сентябрь», 1996 |