Позитивный имидж образовательного учреждения как фактор повышения качества
В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. От этого зависит реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Согласно новому видению школы, это не просто место, куда приходят дети и подростки, отсиживают на скучных уроках и получают документы о завершении среднего образования. Школа – культурный и научный центр, клуб по интересам, надежный компас для поиска возможностей, раскрытия самого себя. Каждая школа – это целый мир со сложной многообразной жизнью. В сознании общественности у каждого образовательного учреждения есть своё «лицо», это то, что отличает одну школу от другой. В современном менеджменте это называется имиджем. Сегодня понятия «имидж школы», «имидж современного педагога», «имидж руководителя» наряду с понятиями «инновация», «мониторинг» становятся характеристиками образовательной среды и самих управленцев. ИМИДЖ - это восприятие организации (учреждения), ее товаров или услуг обществом. Иными словами, имидж - образ, существующий в сознании людей. Мы все помним строки из детской песенки: «Вместе весело шагать». Однако «вместе» - не всегда легко и беззаботно. В прежние времена был государственный заказ на образовательную подготовку школьников и бюджетное обеспечение. В современных рыночных условиях образовательные учреждения ориентированы также и на социальных заказчиков. Весьма сложны проблемы дифференциации образовательных услуг, сохранения и привлечения дополнительного контингента учащихся, внебюджетного финансирования, которые без общественного участия не решить. Почему же на практике деятельностное общественное соуправление образовательным учреждением так сложно реализуемо? При ответе на данный вопрос уместна известная крыловская фраза: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Действительно, согласование деятельности педагогов с ожиданиями и потребностями учащихся и родителей, демократический уклад школьной жизни способствуют не только повышению качества образования, но и укрепляют доверие общественности к школе. Ведь кому мы доверяем в жизни? Тому, кого хорошо знаем, кто нам нравится, чья репутация не вызывает у нас сомнения. Так и в основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. Не открою большого секрета, если скажу, что актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа школы. Впрочем, у любого образовательного учреждения существует свой имидж независимо от того, кто над ним работает, и работают ли над ним воо6ще. В случае, когда этот вопрос пущен на самотек, представление о школе у потребителей складывается стихийно, и нет никакой гарантии, что оно будет адекватным и благоприятным. Формирование благоприятного имиджа процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа. Таким образом, процесс формирования позитивного имиджа учреждения является инструментом достижения стратегических целей учреждения, затрагивающих основные стороны его деятельности и ориентированных на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы. Ещё в 2005 году наш коллектив понял, что единого «образа» развития школ уже не будет, и нужно искать свой, уникальный путь, необходимо было найти гармонию между инновациями и традициями, объединить потенциалы «старого» и «нового» в учебно-воспитательный процесс. Нами была начата работа по изучению составляющих имиджа образовательного учреждения, мы оценили свою позицию и начали движение в сторону усовершенствования имиджа учреждения. Нами были разработаны этапы формирования позитивного имиджа школы. Мы выделили три этапа формирования и подтверждения ИШ (внутреннего и внешнего). 1 этап. Начало целенаправленной работы по формированию ИШ (2005-2006) 2 этап. Активное формирование ИШ (2007-2008 гг) 3 этап. Поддержка, корректировка и обновление сформированного ИШ (2009- 2010 гг) В ходе реализации данного проекта были рассмотрены вопросы инновационной политики в сфере образования. На основе проработанного теоретического и практического материала, а так же проведенного анализа деятельности общеобразовательного учреждения установлено, что формирование имиджа школы является одной из наиболее актуальных задач на современном этапе. Имидж является важным инструментом деятельности учреждения в условиях конкуренции. Необходимость формирования ИШ учреждения определяется следующими причинами: – во-первых, сложная демографическая ситуация усиливает конкуренцию среди образовательных учреждений одной территории в борьбе за набор учащихся и сохранение контингента; – во-вторых, сильный позитивный имидж облегчает доступ образовательного учреждения к лучшим ресурсам из возможных: финансовым, информационным, человеческим и т.д.; – в-третьих, имея сформированный позитивный имидж, образовательное учреждение при прочих равных условиях становится более привлекательным для педагогов, так как предстает способным в большей степени обеспечить стабильность и социальную защиту, удовлетворенность трудом и профессиональное развитие; – в-четвертых, устойчивый позитивный имидж дает эффект приобретения образовательным учреждением определенной силы, в том смысле, что создает запас доверия ко всему происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам. Современная школа – это своеобразная «компания», в отношении которой стали вполне применимы многие экономические термины. Например, образовательные услуги, которыми можно привлечь родителей и детей в образовательное учреждение. Падение рождаемости, характерное для конца XX – XXI века, введение подушевого финансирования привели школы, независимо от их статуса, к необходимости конкурентной борьбы за ученика. Для этого, безусловно, необходимо иметь положительный образ «компании» (школы). Имидж учреждения отражает то, к чему стремятся каждый сотрудник и коллектив в целом. Проведённый анализ показал, что целенаправленно создаваемый имидж представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. В силу того, что имидж имеет характер стереотипа, его нецелесообразно структурировать из множества составляющих, он включает ограниченное число сбалансированных компонентов. Под воздействием определённых факторов конкретная школа может уменьшить или увеличить их количество, снизить или повысить требования к содержательному наполнению каждой составляющей, ориентируясь на требования, выдвигаемые к школе государством как социальному институту, так и на требования, которые формулируют потребители образовательных услуг. Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей индивидуума или групп, обращающихся к услугам общеобразовательного учреждения, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться. Так, по данным наших исследований, основными составляющими имиджа школы являются: - представление о качестве образования; - представление об уровне комфортности школьной среды; - представление о цене образовательных услуг; - внешняя атрибутика; - стиль школы; - образ руководителя; - образ персонала. Таким образом, разрабатывая педагогическую систему образовательного учреждения, конструируя конкретную концепцию деятельности педколлектива, необходимо ясно видеть её главный компонент – модель (образ) желаемого результата. Итак, в ходе реализации данного проекта нами: - раскрыты теоретические основы понятия имиджа образовательного учреждения; - выделены основные компоненты формирования имиджа ОУ; - намечены пути формирования имиджа школы с применением Р R – технологий; -разработан комплекс мероприятий по созданию имиджа ОУ; - проведён анализ деятельности ОУ по формированию имиджа; - даны предложения по совершенствованию имиджа учреждения. В настоящее время наша школа – это своеобразный мир детства, счастья, творчества, где создан максимум удобств для ведения учебно-воспитательного процесса. Говоря об инфраструктуре школы, я убеждена, дети должны учиться в красивой школе. И здесь я не могу не вспомнить знаменитое высказывание А. П. Чехова о красоте. И хотя там речь шла о красоте человеческой, несомненно, что все те критерии красоты применимы и по отношению к школе. Красивая школа — это не только (и не столько!) радующий глаз нарядный фасад здания! Это прежде всего то духовное начало, которое она закладывает в души детей. Красивая школа — та, где есть желание детей учиться, а педагогов — работать. Красивая школа должна быть «огнем, мерцающим в сосуде», а не «сосудом, в котором пустота», если говорить словами известного русского поэта Н. Заболоцкого. Красивая школа — это счастливые, одухотворенные дети и мудрые преподаватели; дружный коллектив и атмосфера дружбы, сотрудничества, здорового соперничества. Пусть же, как можно больше детей учатся именно в таких красивых школах. Список литературы 1.Пискунова Т.Н. Условия и факторы формирования позитивного имиджа общеобразовательного учреждения: Диссертация кандидата психологических наук. Москва, 1998, С.11 2.Там же, С. 55 — 72. 3.Измайлова Е.А. Формирование маркетинговой коммуникационной политики и позитивного имиджа вуза на рынке образовательных услуг. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. СПб, 2005, С. 8 4.Кадочников Н.А. Корпоративный имидж как фактор конкурентоспособности высшего профессионального учебного заведения». Диссертация кандидата экономических наук. Москва, 2005, С. 17 — 18. 5.Пискунов М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Мониторинг и стандарты в образовании. 1999, № 5, С. 45. 6.Там же, С. 45–51. 7.Даниленко Л.В. Менеджмент имиджа образовательного учреждения: http://www.marketologi.ru/lib/danilenko/mana_image.html (24.02.09) 8.Карпов Е.Б. Имидж в образовании //PR в образовании. 2003, № 6, С. 40–50 9.Карпов Е.Б. Имидж вуза //PR в образовании. 2005, № 4, С.54 10.Карпов Е.Б. Трудоустройство выпускников и имидж учебного заведения //PR в образовании. 2006, № 3, С.75–79 11.Петрова Е.А. Имидж специалиста — имидж организации — имидж профессионального образования в России // PR в образовании. 2003, № 4, С.104–105 12.Александрова Е.А. Школа с «изюминкой» // PR в образовании. 2003, № 3, С.98 — 104 13.Лернер П.С. Имидж средней школы: восприятие, ожидание // PR в образовании. 2004, № 1, С.42–69 |