Сегодня понятия «имидж школы», «имидж современного педагога», «имидж руководителя» наряду с понятиями «инновация», «мониторинг» становятся характеристиками образовательной среды и самих управленцев.
Имидж (в переводе с английского языка - означает «образ»)- это целостное представление об образе, которое останется в сознании людей, в их памяти. В условиях переходного периода, девальвации социально-культурных ценностей процессу становления имиджа человека, коллектива, организации, государства необходимо уделять самое пристальное внимание. Человечество всего успешнее развивалось только путём самосовершенствования. Школа выполняет социальный заказ общества. Этот заказ не остаётся неизменным. Требования к выпускнику школы меняются, хотя в разные времена с разной скоростью. И чтобы не отставать от времени, не говоря уже о том, чтобы опережать его, школа должна качественно изменяться. это значит, что в ней должны вводиться какие-то новшества, т.е осуществляться инновации. Управление инновационным процессом требует от руководителей владения иными знаниями и умениями, нежели управление процессами обучения и воспитания. Школа, имеющая хорошую репутацию сегодня, но работающая лишь в режиме функционирования, завтра может оказаться в роли отстающей. Развитие соседних школ может привести к снижению престижа такой школы и, как следствие, оттоку из неё хороших учеников и квалифицированных учителей. Школа, по определению, является открытой социально-педагогической системой, которая взаимодействует со многими социальными институтами. Проблема ее внешнего представления существовала всегда, но в современных социокультурных условиях она проявляется более отчетливо. Связано это, во-первых, с процессами становления и развития различных типов и видов школ - государственных и негосударственных, имеющих различные направления деятельности, стремящихся к максимальному раскрытию личности ребенка, но реализующих свои цели различными методами и средствами в неодинаковых условиях. То есть с тем, что выступает сегодня как характеристика системы общего среднего образования - его вариативность. Во-вторых, проблема внешнего представительства образовательного учреждения обусловливается сокращением численности учащихся. По прогнозам, представленным в проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" в 201 1 году в школах будет обучаться только 13 млн. школьников. Это на 8 млн. учащихся меньше, чем сейчас. В подобной демографической ситуации проблема набора учащихся встанет достаточно остро, и коснется она не только начальной школы, но и старших профильных классов общеобразовательной школы - и государственной, и негосударственной. В-третьих, исследования, показывают, что цель, содержание, результаты инновационных процессов, отдельных педагогических новшеств не всегда понятны родителям, а их ожидания, сформированные на основе общего представления об учебном заведении у потенциальных потребителей образовательных услуг, не всегда соотносятся с тем, что они и их дети реально получают. В связи с этим необходимость формирования имиджа образовательного учреждения определяется: - сложной демографической ситуацией в системе общего среднего образования; - дифференциацией и вариативностью системы общего среднего образования; - сложностью выбора направлений и перспектив самоопределения школьников; -многочисленными запросами социальной практики; -потребностью образовательной и управленческой практики в формировании представлений о школе; - наличием опыта работы образовательных учреждений в данной области. Это делает актуальной деятельность ученых и педагогов-управленцев в области прикладной (образовательной) имиджелогии. В последние годы много говорят и пишут о том, как представить уникальность учебного заведения, особенности его жизнедеятельности Частично это решается через разработку и документальное оформление концепций образовательного учреждения, образовательных программ и программ развития школы. Однако они необходимое, но не достаточное условие формирования внешнего информационного поля школы как открытой социально-педагогической системы для потенциальных заказчиков и потребителей образовательных услуг. В связи с этим появляется необходимость разработки оригинальных, индивидуализированных информационных документов для каждого образовательного учебного заведения. Примером подобного рода материалов могут стать рекламные проспекты, информационные бюллетени, листовки, информационные письма, буклеты, раскрывающие особенности направлений образовательной практики учебного заведения. Атрибутивные имиджевые характеристики школы: логотипы, лозунги, девизы, печатная продукция, школьная форма и т.д. Подобные документы и атрибуты могут достаточно полно и в то же время доступно раскрывать особенности деятельности образовательных учреждений, их сущность и специфику, преимущества внедряемых и используемых новаций, традиции, культуру образовательного учреждения. Проблема формирования имиджа образовательного учреждения относится к области управления школой и, как любое управленческое нововведение, содержит мотивационно-целевой, содержательный и технологический компоненты. Мотивационно-целевой компонент включает изучение потребностей всех субъектов педагогической практики в формировании имиджа школы, как внутри, так и за ее пределами; психологическую готовность к участию в предстоящей работе; изучение имеющегося опыта; определение цели и задач данного управленческого новшества, результатов его внедрения. Содержательный компонент раскрывает сущность понятия "имидж образовательного учреждения", его структурные элементы, их характеристику, критерии отбора содержания информационных материалов и их оформления. Технологический компонент предполагает последовательность этапов реализации данного новшества, технологическую готовность субъектов деятельности, выработку рекомендаций по его использованию.
Построение имиджа образовательного учреждения - как "эмоционально окрашенного образа школы, часто сознательно сформированного, бладающего целенаправленно заданными характеристиками и ризванного оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума" предполагает решение ряда задач:
1)изучение общественного мнения внутри школы с целью выяснения удовлетворенности школой учителями, учащимися, родителями;
2)распространение новостей, связанных с развитием инновационных процессов-процессов разработки, внедрения и использования педагогических новшеств. При этом представление инновационных процессов может выступать как характеристика жизнедеятельности школы и, при сравнительном анализе, как преимущество данной школы перед другими;
3)обеспечение освещения событий в деятельности учебного заведения - установление эффективной обратной связи с внешней средой. Решение данной задачи есть реализация одного из постулатов формирования общественного мнения: "мнение больше определяется событиями", чем словами;
4) разработка информационного материала, который должен быть доступен, понятен, отражать позитивные перемены в школьной жизни, демонстрировать достижения школы, полученные в процессе перемен.
Исследования - анализ литературы, наблюдения, беседы с руководителями образовательных учебных заведений, представителями органов управления образованием, родителями - показывают, что значимой характеристикой современной школы выступает уже сложившийся или складывающийся ее образ, основу которого составляют:
- миссия образовательного учреждения, его приоритеты;
- школьная культура - уникальная, неповторимая, особая система ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения конкретного учебного заведения;
-виды и качество образовательных услуг данной школы;
- наличие и функционирование детских и юношеских организаций;
- связи школы с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;
- вклад учебного заведения в развитие: образовательной подготовки учащихся, их воспитанности; психических функций; творческих способностей; формирования здорового образа жизни.
При разработке презентационных материалов, внутришкольных программ по созданию имиджа образовательного учреждения важно четко определить их целевое назначение: для кого разрабатываются эти документы, являются ли они частью общешкольного плана, выступают как одна из форм планирования, носят ли внешний информационный характер, на какую группу лиц рассчитаны. В имиджелогии процесс трансформации определяется понятием "позиционирование" и составляет основу технологического решения рассматриваемой проблемы. "Спозиционировать - значит перевести с языка товаропроизводителя на язык потребителя товаров и услуг". Позиционирование - это построение имиджа с учетом или на основе: анализа микро - и макросоциума; знания интересов, потребностей, ожиданий, требований определенной группы людей, различных социальных институтов, высших учебных заведений; отбора и представления тех внешних характеристик, которые позволяют сделать процессы взаимодействия школы и других учреждений максимально эффективными; знаковое, визуальное моделирование, оформление и представление результатов деятельности школы и ее подразделений во внешней среде. Целенаправленно создаваемый имидж образовательного учреждения представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей различных групп, обращающихся к услугам образовательного учреждения, значимость одного и того же компонента имиджа школы будет варьироваться. По данным исследований ведущим компонентами имиджа образовательного учреждения являются:
--для учащихся начальной школы и их родителей - образ классного руководителя;
--для старшеклассников - образ учителя-предметника, образ директора;
- для родителей с высшим образованием - представление о качестве образования, стиле работы школы;
- для родителей детей с ослабленным здоровьем - комфортность школьной среды.
Содержательными компонентами информационных материалов, предназначенных для внешнего представления, являются:
1.Адрес образовательного учреждения, контактные телефоны, местоположение школы и возможность до нее доехать общественным транспортом. 2
. Фамилия, имя и отчество директора учебного заведения; фамилии, имена и отчества заместителей директора.
3. Краткая историческая справка, раскрывающая этапы становления, развития школы, изменения ее статуса.
4. Миссия учебного заведения.
Выбор миссии напрямую связан с выбором типа, вида, модели образовательного учреждения. В миссии должна быть отражена специфика контингента учащихся.
5.Модель выпускника учебного заведения - один из основных компонентов информационных материалов.
Целесообразно включить в рассматриваемые материалы такие компоненты, как:
1. Образовательная структура учебного заведения, включающая все ступени обучения (данный компонент позволяет проследить возможности самоопределения школьников внутри школы; особенности содержания образования - оригинальные предметы, учебные курсы, факультативы, кружки, секции), новизну образовательных услуг, предлагаемых школой, их конкурентоспособность.
2. Образовательное пространство учебного заведения. Научно-практические связи школы. Этот компонент создает видение возможных путей продолжения профессионального самоопределения выпускников школы, а также демонстрирует условия развития личности школьника в процессе обучения.
3Традиции школьного коллектива (праздники, олимпиады, конкурсы, состязания).
4.Результаты, достижения в деятельности образовательного заведения (призовые места, победы на конкурсах, конференциях, олимпиадах; социальная адаптация; поступления в высшие учебные заведения). 5.Перспективы развития образовательного учреждения.
6.Цена образовательных услуг.
Наша школа – это своеобразный мир детства, счастья, творчества, где создан максимум удобств для ведения учебно-воспитательного процесса. Исходя из условий нашего здания (строили его под магазин), за эти восемь лет немало было приложено сил и энергии со стороны педагогического коллектива, обслуживающего персонала, родителей и самих ребятишек, чтобы школа стала родным домом для каждого участника образовательного процесса. Любовно, продуманно, засучив рукава, сами делали ремонт, белили и красили, обживали здание и территорию, создавали уют. Формировать имидж ОУ, его уклад, без желания добиваться чего-либо очень трудно. Перед нашим коллективом, хоть он у нас и маленький, стоит задача принимать участие в различных конкурсах, мероприятиях, проводимых комитетом образования. Это старт и основа для развития. В нашей копилке есть немало призовых мест. В условиях нашего городка, где все друг друга знают, мы особо понимаем свою миссию, да и в условиях, когда по демографическим причинам падает количество учащихся в школах, нам нужно выглядеть достойно в конкуренции с другими школами и сохранить все школьные кадры. Индивидом рождаются, личностью становятся. Поэтому школа делает поворот к личности ребёнка и в центр своей деятельности ставит ученика и все свои усилия направляет во имя его развития. Ребенок, которого мы учим, меняется на глазах. Первоклассника этого года нельзя учить так, как мы учили в первом классе нынешних выпускников. Разрабатывая педагогическую систему ОУ, конструируя конкретную концепцию деятельности педколлектива, необходимо ясно видеть её главный компонент – модель (образ) желаемого результата. Поэтому нами разработана новая модель выпускника начальной школы, которая состоит из двух компонентов - когнитивного и социально-психологического. Первый определяет его уровень обученности основным способам деятельности и степень умения учиться, второй-процесс интеллектуального и нравственного развития. Ребёнок есть субъект своего развития. Отсюда главная цель деятельности педагогов - создание оптимальных условий для их саморазвития и самосовершенствования. Мы понимаем, что школа сегодня должна обеспечить комплексную программу развития детей, доступность обучения для всех детей микрорайона, разнообразие образовательных услуг, улучшить качество образования на уровне, как государственного стандарта, так и повышенных требований. Изучив мнение родителей и учащихся, школа особое внимание уделяет гармоническому развитию, воспитанию на общечеловеческих ценностях, формированию базовой культуры учащихся, укреплению здоровья, оказанию помощи в саморазвитии каждого школьника. Наш коллектив понимает, что единого «образа» развития школ уже не будет, и нужно искать свой, уникальный путь, необходимо найти гармонию между инновациями и традициями, объединить потенциалы «старого» и «нового» в учебно-воспитательный процесс. Нами начата работа по разработке модели системы управления качеством образования. Основная идея, заложенная в разработке модели, определяется через соотношение «функционирование \ развитие». ОУ не может функционировать не развиваясь, и не может развиваться не функционируя. Этот подход дал возможность разработать этапы формирования инновационной деятельности и структурировать подходы к разработке системы управления качеством образования с 2005-2010 год по следующим направлениям:
Направление 1.
Разработка модели структуры школы.
Тема: определение, развитие и введение в режим функционирования новых структурных подразделений школы.
· Блока дополнительного образования (Изостудия, танцевальная студия, спортивные секции и т.д.). ·
Блока информационной поддержки
· Школа раннего развития
· Школа полного дня
Направление 2.
Разработка модели содержания образования.
Тема :развитие концептуальных основ и внедрение технологий универсального образования повышенного уровня при приоритетном осуществлении интеллектуального развития личности ребёнка. Направление 3.
Разработка модели педагогических технологий.
А.Тема: построение модели дидактического сопровождения деятельности учителя.
Б.Тема: создание концепции развивающей деятельности школы. Направление 4.
Разработка модели управленческих технологий. Информатизация управления.
Таким образом, наша цель создать «хорошую» школу – школу, где между педагогами и воспитанниками отсутствует страх, принуждение и насилие, где есть все условия для детской активности, познавательного интереса. А это есть условие саморазвития, самопроявления, самоопределения, самореализации – психолого-педагогических процессов, которые делают ребёнка личностью |